Разбейтесь на группы и подготовьте с опорой на дополнительные источники информации иллюстрированные доклады (презентации) о жизни и быте европейцев в XVI – XVII вв. В рамках избранной вами темы рассмотрите такие вопросы, как изменения на протяжении двух столетий, различия между богатыми и бедными, между городом и деревней. Возможные темы: история жилища, облик города и деревни, интерьер, питание и посуда, одежда и мода, транспорт, гигиена и бани и др.
от

1 Ответ

Изменения в развитии транспорта в Европе на протяжении XVI – XVII вв. были значительными. Этому способствовали активизация международной торговли, различные технические достижения и стремление людей к более быстрым и надёжным способам перевозки.
В первую очередь, изменения коснулись морского и связанного с ним речного транспорта. Великие географические открытия вызвали настоящий бум в кораблестроении. Необходимость в суднах росла постоянно. Но при этом увеличивалось не только их количество. Корабли стали специализированными, т.е. их строили для выполнения какой-то определенной функции. Так, на смену универсальным каравеллам пришли торговые шхуны, бригантины и бриги, военные фрегаты и корветы, почтово-пассажирские пакетботы. Правда, пассажирские перевозки серьезно уступали грузовым, поэтому при строительстве судна ещё мало обращали внимание на комфорт людей, которые в нем находились. Акцент делался на том, чтобы сделать корабль более вместительным (чтобы трюм вмещал больше товаров), более устойчивым на волнах (чтобы мог выдерживать штормы и ураганы), и конечно же - более быстроходным. Последняя характеристика имела важнейшее значение и поэтому ей уделяли особенно много внимания. И успехи были. К примеру, если в начале XVI в. плавание из Европы в Америку длилось в среднем 60-70 дней, то к концу XVII в. этот срок сократился до 30-40.
Развитие сухопутного транспорта не было настолько интенсивным. Это объяснялось как плохим состоянием дорог, так и слабым развитием внутренней торговли. Т.е. потребности в надёжном и быстром сухопутном транспорте тогда ещё не было. Поэтому самым распространенным видом транспорта в Европе оставалась простая четырехколесная деревянная телега, которая, в зависимости от размера, могла перевезти одновременно от 100 до 500 кг полезного груза. Для перевозки телег использовали лошадей, реже - быков и мулов. Однако подлинной революцией в транспорте стало появление карет. Они были предназначены для перевозки пассажиров и почты, поэтому за счёт отсутствия тяжёлого груза могли развивать скорость до 10-12 км/час. Но главное - впервые строителями было предельно внимание комфорту. И это неудивительно, поскольку иметь карету могли позволить себе очень состоятельные люди: дворяне и богатейшие купцы. Для постройки кареты использовались, в основном, железо и дерево, а изнутри обивались кожей. Представители знати украшали кареты позолотой и родовыми регалиями. Карета того времени представляла собой четырёхколесный экипаж, в который запрягали от одной до четырех пар лошадей. Кроме того, не следует забывать об индивидуальном транспорте - конях. И хотя хорошая лошадь стоила недешево, владение ею нередко считалось важным признаком богатства и положения в обществе. В среднем ее скорость составляла 15-20 км/час, галопом – до 30.
Таким образом, период XVI – XVII вв. ознаменовался значительными достижениями в развитии транспорта, прежде всё - морского. При этом основное внимание продолжало уделяться перевозки грузов, а не пассажиров.
от