На первый взгляд борьба иосифлян и нестяжателей в России имеет сходство с борьбой кальвинистов против католиков в Западной Европе. Как и кальвинисты, нестяжатели выступали против церковного землевладения и сосредоточения в руках церкви каких-либо иных богатств, но поддерживали простоту и скромность духовенства, отказ от пышных убранств и богослужений. Однако на этом сходство и заканчивается. Нестяжатели не выступали против церковной иерархии, не отрицали культ святых и почитание икон, придерживались всех семи христианских таинств (протестанты признавали лишь крещение и причастие) и самое главное – не отделяли себя от православной церкви, в отличие от кальвинистов. Поэтому и отношение иосифлян, одержавших верх в этой борьбе, к нестяжателям было в общем-то лояльным. Их хоть и называли еретиками, но серьезным репрессиям не подвергали. Так, неформальные лидеры нестяжателей Нил Сорский и Вассиан Патрикеев были всего лишь сосланы в отдалённые монастыри. Такое наказание не идёт в сравнение с отношением католиков к кальвинистам, да и ко всем протестантам. В Западной Европе, любая попытка выступить против католической церкви, чаще всего, заканчивалась пытками и сожжением на костре.