Ключевые слова:
- бесконечная равнина, солнце выглянуло, мельница, Егорушка, рожь, бурьян, молочай, побуревшее от зноя, старички, чибисы, куропатки, степь, унылый июльский вид, тоска, коршун
- кудрявое облако, рванул ветер, перекати-поле, стрепет, коростель, грачи
- зайдет солнце, дневная тоска забыта, молодая трескотня, силуэты, внушают подозрение, всходит луна, небо, усыпанное звёздами, необъятное и безграничное, курганы, каменные бабы, степные легенды, сказки, торжество красоты, прекрасная, суровая родина, степь одинокая, не воспетая.
Центральные поэтические образы:
Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.
Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.
Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.
Образы птиц - описание птиц, которое окрашено настроением мальчика.
(В повести встречается образы орла и коршуна. Во многих культурах они являются воплощением солнечных божеств, проводниками душ умерших, а также символизируют мощь и чистоту, свободу и силу.
В тексте упоминается куропатка: «Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам». Куропатка связана с близостью к земле, с естественной, природной жизнью, является символом плодовитости, семейственности.
«У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками и кажется, что усики растут у него и спереди, и сзади, и с боков. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону». При описании стрепета Чехов акцентирует внимание на его сходстве с насекомым, с ним связаны слова «испуганный», «мелькает», «понесся», что создает образ суетливости, слабости, но при этом стрепет «поднялся высоко вверх», и это движение вверх придает образу дополнительные значения свободы, легкости. Не зря стрепет в народном творчестве олицетворяет степную волю.
В тексте встречается и образ грачей. «Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи». «Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимание, долбили своими толстыми клювами черствую землю». Грачи здесь связаны с мотивами скуки. Они встроены в ассоциативный ряд «старость – нечего делать – переполохи – покойно и равнодушно – не обращая внимание». Слова «долбили … черствую землю» делают образ тяжеловесным, совсем не связанным с полетом, волей, свободой, а, наоборот, с тяжелой земной жизнью, с трудом, с равнодушием как способом переживать трудности.
«А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы, от этого его крылья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид». Образ коростеля связан с естественностью, с близостью к природе. Он так же, как и грачи, как стрепет, совершенно далек от высоты, полета и близок к простой человеческой жизни с ее заботами, трудами, страхами и волнениями. Образ коростеля немного комичен: это происходит за счет таких слов, как «раздулся до величины курицы», «сердитый, внушительный вид».
Проанализировав образы птиц, встречающиеся в повести «Степь», мы увидели, что все они делятся на две группы, связаны с двумя противоположными понятиями: небо – земля, простая естественная жизнь - мечта и стремление к ней. Но все образы объединяет и нечто общее. Это понятия «естество» и «свобода», которые для Чехова были очень важными. Эти понятия определяли чеховский идеал человека: свободный и естественный, человек, в котором внешнее и внутреннее находится в полной гармонии, в котором «все прекрасно». Писатель мечтал, чтобы люди были настоящими, простыми, искренними, свободными.)