Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором - племянники Монтекки и Капулетти, далее - главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства - здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.
В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка - сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.
Композиция пьесы приобретает зеркальную структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они -внутренняя сущность произведения.