Господствующее положение религии и Церкви в духовной сфере Средневековья сказалось на содержании научных знаний несколькими способами:
1. Догматизм и авторитаризм: Церковь играла решающую роль в определении истинности и легитимности научных знаний. Верховное положение Церкви и ее невозможность ошибаться была признана, и любые противоречащие догмам утверждения считались еретическими или духовными преступлениями. Это ограничивало свободное исследование, критическое мышление и возможность создания новых знаний.
2. Теологическое преобладание: в Средневековье научные знания часто смешивались с теологическими идеями, и церковные ученые были главными представителями научных дисциплин. Например, в астрономии активно использовались геоцентрическая модель Вселенной и утверждения об ангелах, а в медицине лечение осуществлялось на основе мистических и религиозных практик. Это приводило к искажению научных знаний и опиралось больше на веру и религиозные догмы, чем на наблюдение и эмпирию.
3. Цензура и запреты: Церковь имела власть над контролем получения и распространения научных знаний. Множество книг, которые не соответствовали доктринам Церкви, были запрещены или уничтожены. Это препятствовало свободному обмену и распространению научных идей и знаний, и вело к цензуре и ограничению свободы мысли.
4. Ограничение доступа к образованию: образование, особенно высшее образование, контролировалось Церковью. В этой системе знания были доступны только малой части населения, главным образом священникам и приходским школам. Это создавало неравенство и ограничивало развитие науки и распространение знаний.
Таким образом, господствующее положение религии и Церкви в духовной сфере Средневековья в значительной степени ограничивало и контролировало научные знания, ведя к догматизму, влиянию теологических идей и ограничениям свободы мысли и исследования. Это замедлило развитие науки в этот период.