В годы войны на оккупированной территории было разрушено или уничтожено огромное количество памятников истории и архитектуры. Война привела к катастрофическому сокращению интеллигенции. В промышленности, сфере образования и многих других областях остро не хватало специалистов с высшим и средним образованием. С приходом мирной жизни началось восстановление замечательных дворцов и парков в пригородах Ленинграда и вблизи Москвы. Значительно увеличились расходы на образование, выросла зарплата научных работников и вузовских преподавателей, в основном завершился переход ко всеобщему семилетнему обучению.
Тематика научных исследовании диктовалась прежде всего военными нуждами. В то же время, успехам в науке и других областях культуры препятствовал жёсткий идеологический и политический контроль.
Власть была встревожена тягой части интеллигенции к общечеловеческим идеалам гуманизма и свободы. Частью идеологических кампаний стали борьба с «космополитами», обвинявшимися в «низкопоклонстве перед Западом», и государственный антисемитизм. Это делалось с целью изолировать духовную жизнь советского общества от мировой культуры и таким образом обеспечить стабильность режима. В литературе, кино и театре появляются произведения и постановки, воспевающие Сталина и сказочно счастливую жизнь советских людей. Характерной чертой архитектуры стало появление нового вида архитектурных памятников мемориальных комплексов. В крупных городах страны продолжалось строительство «сталинок» - жилых домов повышенной комфортности. Квартиры в них в первую очередь давали представителям партийно-государственной, научной и творческой элит страны, передовикам производства. В квартирах этих людей появились первые телевизоры и холодильники. Они могли приобретать отечественные легковые автомобили «Москвич», «Победа». Особое место в повседневной культуре СССР стал занимать спорт.