Проведите обсуждение на тему «Интеллигенция и советская власть». Как отнеслась к новой власти наиболее образованная часть российского общества? Кто и почему принял политику большевиков, а кто - нет? Как это проявлялось? Приведите примеры.
от

1 Ответ

- Совнарком 29 октября 1917 г. обратился с воззванием «К интеллигенции России». Нарком просвещения А. В. Луначарский, известный публицист и теоретик культуры, объявил главной заботой правительства обеспечение всеобщей грамотности, введение обязательного бесплатного образования, призвав интеллигенцию к сотрудничеству в решении этих и других задач создания новой культуры. Большевикам удалось не допустить массового разграбления художественных ценностей благодаря решениям правительства об охране музеев, дворцов и других памятников культуры. Частные коллекции произведении искусств, книжные собрания были национализированы. Интеллигенция в массе своей не откликнулась на этот призыв. Она не могла простить новой власти своего униженного состояния, потери социального статуса и привычного образа жизни. Революция порождала у нее серьёзный шок от культурного опрощения страны. Оппозиционные большевистской политике резолюции учительских, студенческих, медицинских и прочих организаций были в порядке вещей.
-  Многие интеллектуалы революцию категорически не приняли. В книге «Из глубины. Сборник статей о русской революции», (1918) выдающиеся мыслители Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов, П. И. Новгородцев, П. Б. Струне, С. Л. Франк и другие назвали революцию победой «нигилистических бесов». У писателя-гуманиста В. Г. Короленко резкая критика самодержавия с приходом к власти большевиков сменилась протестом против красного террора, о чём он писал в письмах А. В. Луначарскому. К деятелям культуры, замешанным в антибольшевистских заговорах, власть была беспощадной. В 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации» по подозрению в контрреволюционной деятельности были расстреляны видные представители интеллигенции, среди них - поэт Н.С. Гумилёв. Одним из всенародно известных властителей дум, сотрудничавших с большевиками, оставался писатель М. Горький. Однако даже он подвергал большевистский режим уничтожающей критике, которую В. И. Ленин прощал ему по старой дружбе.
-   Поддержавших революцию деятелей культуры также было немало. Её приветствовала литературно-политическая группа «Скифы» во главе с левым эсером Р. В. Ивановым-Разумником, литератором С. Д. Мстиславским и писателем Андреем Белым (Бугаевым). «Скифы» видели в Октябрьской революции привнесение в мир истинной религиозности, соединяющей духовность и социальную справедливость. Рационализму и потребительству запада они противопоставляли «варварскую простоту». Отсюда название «Скифы», обыгранное в одноимённом стихотворении А. А. Блоком, также увлечённым революционной стихией. Поддержал новую власть и ещё один «скиф» - С. А. Есенин. На сторону большевиков сразу встал В. В. Маяковский. Среди воспевавших революцию течений выделялись представители авангардного направления, стремившиеся создать культуру будущего, созвучную эпохе социальной и технологической революции. Их отличал подчёркнутый эпатаж, открытый вызов «всему старому и отжившему», например призыв «сбросить Пушкина с корабля современности». Поэты и художники-футуристы творчески работали в востребованном властью жанре революционного плаката. Лояльность к большевикам с самого начала проявляли также поэты В. Я. Брюсов и О. Э. Мандельштам, театральные режиссёры К. С Станиславский, В И. Немирович Данченко, Е. В. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, художники К. С. Петров-Водккн, К. Ф. Юон, скульптор А. С. Голубкина, учёные К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев. Стали сотрудничать с новой властью левые художники-авангардисты — В. Е. Татлин, К. С. Малевич.
от