Россия явилась единственным правопреемником СССР с точки зрения и прав, и обязательств. Она взяла на себя бремя выплаты внешней задолженности в размере 103 млрд долларов и получила в собственность активы на сумму около 140 млрд долларов (правда, большая часть этих денег приходилась на невозвратные долги бывших партнёров СССР). Формой взаимодействия большинства бывших советских республик, а ныне новых независимых государств, стало Содружество Независимых Государств (СНГ). Надежды российского руководства на политическую, экономическую интеграцию в рамках содружества не оправдались. Продолжавшийся разрыв хозяйственных связей больно ударил и по нашей стране, и по ставшим независимыми республикам, которые оказались в состоянии экономической деградации. Политические и этнические конфликты, кровопролитные воины вблизи российских границ - в Таджикистане, Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове - создали угрозу их переноса на территорию России, породили потоки беженцев, осложнили экономические, культурные, семейные связи. В этих условиях Е.М. Примаков, отказавшись от попыток превратить Содружество в полноформатное интеграционное объединение, предложил идею развитая СНГ «на разных скоростях» и формирования «интеграционного ядра» в лице государств, готовых выйти на более высокий уровень сотрудничества. В 1996 г. было создано Сообщество России и Белоруссии (позднее трансформировавшееся в Союз), заключено Соглашение об углублении интеграции в экономической ,и гуманитарной областях с Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном. Не вошедшие в него члены Содружества, при поддержке США создали альтернативную организацию - ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) - как средство дистанцироваться от России. Так СНГ стало ареной столкновения интересов России и Запада.