И в Японии, и в Китае традиции играли определяющую роль. Обе эти страны смогли успешно соединить задачи модернизации с опорой на традиции конфуцианства.
В период военной экспансии в Японии насаждалась всепроникающая идеология с культом императора, с идеей исключительности японской нации, с воинственным и жертвенным кодексом поведения, с верой во всесилие «японского духа». После войны Япония повернулась к другому пласту своих традиций, которые придали ей невиданный динамизм развития. Это соединённые с конфуцианством японские подходы к труду, принципы преданности делу, устремлённость к поиску новых знании, одухотворённый подход к природе. Буддизм помог перенести страдания и принять сложившееся положение, синтоизм вернул чувство родины. Свою исключительность японцы стали доказывать с помощью успехов в экономике и создании новых товаров, которые завоевали весь мир.
Возрождение после коммунистического эксперимента в современном Китае в 1980-е гг. таких пластов конфуцианства, как следование правилам как ритуалу, уважение к старшим и семье, самоограничение, приверженность к труду, способствовало высвобождению энергии народа и обеспечило экономический рывок страны.