«Грань веков» знаменовала рубёж в развитии российской культуры. Уходили в прошлое популярные прежде художественные стили и направления. В русской литературе наряду с реалистическим направлением (М. Горький, А. И. Куприн, В. В. Вересаев) начал набирать силу новый взгляд на мир, получивший название декадентства. Его представители ощущали угасание, упадок, гибель цивилизации. Декадентство повлияло на возникновение новых, модернистских литературных направлении: символизма, футуризма, акмеизма. Символисты (В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок) считали, что творчество - это таинственный процесс улавливания человеческим разумом импульсов «мировой души».
Средствами реализма, полагали они, художник-творец не может передать высший смысл мироздания. Поэзия есть, по словам В.
Иванова, «тайнопись неизреченного», передающая тайный смысл через символы. Молодое поколение поэтов-символистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова) создаю другое поэтическое направление - акмеизм (от греч. «акме» - высшая степень), в самом названии которого отразилось их стремление к н вершинам» искусства. Его отличал от символизма, по словам Гумилева, «мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь». Акмеисты стремились описывать мир «во всей его совокупности красот и безобразии». Радикальное художественное течение - футуризм (от лат. «футурум» - будущее) одновременно получил развитие в Италии и в России. Его представителей не устраивало настоящее, свои идеал они видели в обновленном будущем. Содержанием деятельности футуристов был бунт против устоявшихся порядков и мечта о рождении «сверхискусства», способного преобразить мир. Для них был важен сам процесс творчества, а не его результат. Футуристы уделяли большое внимание действу, массовым театрализованным акциям.