Из работы И. Канта
«Что такое просвещение?» (1784)
Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого...
Леность и трусость - вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, всё же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие...
Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы.
Для этого просвещения требуется только свобода, а притом самая безобидная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом. Но вот я слышу голоса со всех сторон: не рассуждайте! Офицер говорит: не рассуждайте, а упражняйтесь! Советник министерства финансов: не рассуждайте, а платите! Духовное лицо: не рассуждайте, а верьте!..

 1. Как Кант определяет Просвещение? 2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
от

2 Ответы

1.          Просвещение - это выход человечества из времени несовершеннолетия.
2.          Препятствует Просвещению лень и трусость, способствует свобода, разум.
от
Кант определяет Просвещение как выход человека из состояния несовершеннолетия, которое он считает независимым от недостатка разума, а скорее от отсутствия решимости и мужества использовать свой разум без указания других. По мнению Канта, Просвещение заключается в осмыслении и использовании своего разума для самостоятельного мышления и принятия решений.

Согласно Канту, препятствиями для Просвещения являются:

1. Несовершеннолетие: Несовершеннолетие - это нежелание или неспособность человека мыслить самостоятельно и полагаться на авторитеты. Люди могут оставаться несовершеннолетними, когда они предпочитают следовать указаниям других, вместо того чтобы обдумывать их сами.

2. Невежество: Отсутствие знаний и образования также является преградой для Просвещения. Кант считает, что люди должны стремиться к образованию и постоянному развитию своего разума.

3. Власть и тирания: Кант указывает, что тирания и авторитаризм препятствуют Просвещению, поскольку они подавляют свободное мышление и самостоятельность человека.

Способствующими Просвещению, по мнению Канта, являются:

1. Свобода мысли: Кант призывает людей осмыслить свою свободу мысли и использовать свой разум для критического мышления и разрешения проблем.

2. Образование: Кант считает, что образование и распространение знаний способствуют Просвещению, так как они помогают людям развивать свой разум и мыслить самостоятельно.

3. Гражданская свобода: Кант утверждает, что гражданская свобода, права и равенство перед законом способствуют Просвещению, поскольку они создают условия для свободного выражения и развития разума.

Кратко говоря, Кант считает, что Просвещение достигается через использование своего разума, независимость от авторитетов и стремление к образованию и свободе мысли.
от