Значение школьной реформы сложно переоценить. Так за время школьной реформы Екатерины 1782-1786 гг. было положено начало становления общеобразовательных учреждений. Была введена классно-урочная система, методики преподавания, единые учебные планы.
Новое видение того, как должно быть устроено школьное образование в соответствии с идеями просвещения, позволило принимать в школы детей всех сословий (кроме крепостных крестьян – 90% всего населения России), избавиться от телесных наказаний, внедрить прогрессивные для своего времени методики преподавания и учета знаний учеников.
Для справки: Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения. Во 2 классе – расширенный курс христианского учения, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование. В 3 классе — повторение христианского учения, арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших.