В конце XV века, когда ещё не было Речи Посполитой, в Великом княжестве Литовском православные феодалы были лишены политических прав (не получая их и уходя под власть Москвы). Но позже, по Виленскому привилсю 1563 года они получили политические права (как и протестанты). В 1596 году в результате Берестейского церковного собора была подписана уния и образована так называемая греко-католическая церковь (подчинённая папе римскому, но с обрядами скорее православными). Официально православная церковь была ликвидирована, но православные не преследовались за свою веру. Л Владислав IV Ваза, взойдя на престол в 1632 году, вернул православию и официальны статус. К середине XVII века православные среди феодалов Речи Посполитой были меньшинством, но в целом были равноправны с другими феодалами. Среди них были богатые и влиятельные магнатские роды (Олельковичи, Острожские и др.) и видные государственные деятели (например современник восстания Богдана Хмельницкого сенатор Речи Посполитой, староста косовский, подкоморий, потом черниговский, каштелян, потом воевода киевский, воевода брацлавский Адам Кисель).
Угнетение православных не феодалов было связано со статусом их сословий. Угнетение в Речи Посполитой было значительным: крепостное право там оформилось гораздо раньше, чем в России
Другое дело, что само равноправие тяготило православных, которым приходилось подчинять по служебным соображениям католикам. Они с завистью смотрели на восточного соседа, где православие господствовало. Ещё хуже для них было то, что приходилось платить иудеям (христопродавцам по терминологии того времени): евреев в Речи Посполитой не притесняли, он содержали много мастерских, что важнее - шинков (питейных заведений).