Количество оборотов, совершаемых коленчатым валом за один рабочий цикл, зависит от типа двигателя. Рассмотрим обычный четырехтактный поршневой двигатель:
1. **Впускной такт**: Во время впускного такта поршень двигается от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). В этот момент клапан впуска открывается, позволяя смеси топлива и воздуха войти в цилиндр. Коленчатый вал совершает половину оборота.
2. **Сжатие**: Во время сжатия поршень движется от НМТ к ВМТ. Клапаны впуска и выпуска закрыты, и смесь сжимается в цилиндре. Коленчатый вал совершает вторую половину оборота.
3. **Рабочий такт (воспламенение)**: Во время рабочего такта поршень движется от ВМТ к НМТ. В этот момент топливо-воздушная смесь в цилиндре подвергается воспламенению от свечи зажигания. Разрывается взрыв, который создает силу, толкающую поршень вниз. Эта сила передается через шатун на коленчатый вал, который совершает полный оборот.
4. **Выпускной такт**: Во время выпускного такта поршень двигается от НМТ к ВМТ. Клапан выпуска открывается, и отработавшие газы выталкиваются из цилиндра. Коленчатый вал совершает последнюю половину оборота.
Таким образом, за один рабочий цикл коленчатый вал совершает два полных оборота. Каждый из тактов - впускной, сжатия, рабочий и выпускной - выполняет свою функцию в цикле работы двигателя, обеспечивая впуск, сжатие, сгорание и выпуск газов для обеспечения непрерывной работы двигателя.