В первой половине XIX века уровень образования во многих странах был довольно низким, особенно среди населения сельских районов. В большинстве случаев образование было доступно только небольшому числу привилегированных людей, обычно из высших слоев общества. В то время не было обязательного образования для всех детей, и многие семьи не могли позволить себе отправить своих детей в школу из-за финансовых трудностей.
Вторая половина XIX века была периодом значительных изменений в системах образования. Многие страны начали вводить обязательное образование для детей определенного возраста, что способствовало увеличению уровня грамотности. Также начали формироваться более доступные школы, особенно после введения общеобразовательной системы. Распространение печатного дела, развитие железных дорог и телеграфов также способствовали улучшению доступности образования для широких масс населения.
В целом можно сделать вывод, что уровень образования во второй половине XIX века начал значительно повышаться благодаря реформам в системах образования и усиленной работе по распространению образования среди населения. Это был период, когда образование стало более доступным и широко распространенным, что имело существенное влияние на социальное и экономическое развитие многих стран.