В Спарте и в Афинах обучение и воспитание мальчиков отличались значительно.
В Спарте, в отличие от Афин, обучение и воспитание мальчиков было ориентировано на формирование воинской дисциплины, силы и выносливости. Спарта была военным государством, и ее приоритетом была подготовка молодежи к службе в армии. Спартанские мальчики начинали обучение боевым искусствам и физической подготовке с раннего возраста, а их воспитание строго контролировалось государством. Одной из центральных ценностей спартанского обучения была преданность государству и подчинение интересам общества над индивидуальными интересами.
С другой стороны, в Афинах воспитание мальчиков было ориентировано на получение образования, развитие умственных способностей и формирование культурных навыков. В Афинах ценились навыки ораторского искусства, философия, литература и музыка. Образование в Афинах было связано с развитием личности, интеллектуальным ростом и формированием гражданских ценностей.
Таким образом, спартанские методы обучения и воспитания отражали воинские и коллективистские ценности, приоритетом были физическая сила и служба государству, в то время как афинские методы отражали ценности интеллектуального развития, индивидуальности и культурных достижений.