На иллюстрации П. Соколова «Савельич останавливает дуэль» запечатлен следующий момент: «Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча...». На этой картине Савельич очень испугался за жизнь Гринева и был готов заслонить его собой. Он совсем не подумал о том, что своим криком отвлёчет его от действий противника. Гринёв приостановился, оглядываясь, а коварный Швабрин в этот момент его ранил.
На картине А. Бенуа «Капитанская дочка» мы видим Машу Миронову и Пётра Гринёва. Маша взволнована и смущена, девушка переживает за здоровье любимого, Гринёв же очень рад и даже приподнимается в постели. «Ради Бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».
Художник С. Герасимов на полотне «Гринёв и Маша Миронова» написал следующий эпизод: «Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня.— Как вы бледны!»— «Всё кончено!»— отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь». На картине Маша читает письмо, Гринёв с досадой и нервной задумчивостью отводит взгляд в сторону.
А к его картине «Капитанская дочка» можно соотнести следующие слова A.C. Пушкина: «Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». Гринёв только входит во «дворец», и Пугачёв ещё не успел узнать его. Его поза исполнена величия и значимости, грозный взгляд устремлен на входящего. Сподвижники Пугачева окружили своего «государя и сурово смотрят на офицера, окружая своего предводителя, один из них наклонился и что-то приглушенно говорит ему.
Д. Шмаринов на картине «Капитанская дочка» запечатлел следующий эпизод: «Надели мне на ноги цепи и заковали наглухо». Мы видим кузнеца, сосредоточенно возящегося с цепью. Тот беспристрастно выполняет свою работу, ему всё равно, виновен человек или нет. Гринёв не совсем понимает, что происходит, он смотрит на ноги. Губы его плотно сжаты, на лице написана решимость. На заднем плане – отвернувшийся солдат, он ожидает окончания процедуры.
В учебнике ещё одна иллюстрация П. Соколова. «Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну... Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы...». На Машу, упавшую на колени, смотрели придворные и сама Екатерина Вторая. Императрица благосклонно улыбается и протягивает письмо для отца Петра Гринёва.