Бартоломео Франческо Растрелли (1697 – 1771) – один из наиболее выдающихся архитекторов XVIII века. Он был итальянцем по происхождению, однако большая часть его жизни неразрывно связана с Россией. Поэтому его с уверенностью можно назвать отечественным зодчим. Его отец, довольно известный в Европе скульптор Карло Растрелли, по приглашению Петра І, вместе с семьёй в 1715 г. переехал Россию. Так судьба будущего архитектора стала неотделимо связана с этой страной. Позже его даже назовут на русский манер: Варфоломеем Варфоломеевичем.
В отличие от отца, предпочитающего работать с гипсом и глиной, юному Бартоломео (Варфоломею) всегда нравилось строительство. Став профессиональным зодчим, он начал свою карьеру проектируя и строя дома для столичной знати. Среди ранних его творений следует назвать дворцы князя Л.Д. Кантемира и императорского фаворита Э. Бирона. При этом важно отметить, что Растрелли с большим уважением относился к традиционной русской архитектуре, чем резко отличался от других иностранных специалистов, работающих в России (к примеру, от Доменико Трезини). Он считал, что многие достижения старинных мастеров можно использовать при постройке новых, европейских зданий. Для более досконального изучения данного вопроса он специально ездил в Москву и общался со многими именитыми архитекторами того времени. При этом, специально для приобретения дополнительных знаний, Растрелли ездил во Францию и Италию.
Звёздным часом для архитектора стал период правления Елизаветы Петровны. Императрица быстро обратила внимание на молодого и талантливого мастера и начала поручать ему важнейшие заказы в разных уголках империи. Большой дворец в Петергофе (1745 – 1755 гг.), Андреевская церковь в Киеве (1749 – 1754 гг.), Смольный собор (1748 – 1764 гг.), Большой Гостиный двор на Невском проспекте (1761 – 1765 гг.) – вот неполный перечень его творений. Однако наибольшую славу Растрелли принесло строительство главных дворцов российских монархов – столичного и загородного: Зимнего дворца (1754 – 1762 гг.) и Екатерининского дворца в Царском Селе (1743 – 1756 гг.). На многие годы эти прекраснейшие сооружения стали официальными резиденциями практически всех российских монархов.
После прихода к власти Екатерины II, которая предпочитала набирающий популярность стиль рококо, Растрелли был фактически отправлен в почётную отставку. Следует отметить, что до последних дней жизни он предпочитал творить: составлял чертежи проектов многих дворянских усадеб, большинство из которых так и остались нереализованными. Однако Растрелли успел сделать колоссальный вклад в развитие российской архитектуры. Именно благодаря ему в России возникло отдельное, оригинальное направление в архитектуре барокко: елизаветинское барокко (елизаветинский стиль), которое отличалось обилием лепных декоративных украшений и многообразием композиций фасадов. Недаром этот тип русского барокко иногда даже называют «растреллиевский стиль», в память о гениальном архитекторе, который, будучи итальянцем по рождению, стал истинным русским по духу.