Одним из наиболее известных стилей, характерных для российской архитектуры XVIII века, был барокко. И хотя он зародился ещё в середине предыдущего столетия, однако расцвет барокко приходится именно на первую половину XVIII века. Именно в этот период были построены или спроектированы наиболее выдающиеся строения. Ближе к 1750-х – 1760-х гг. барокко был вытеснен новым стилем – рококо.
Характерной чертой барокко была сложность формы и деталей, а также обилие различных декоративных украшений, которые очень часто не имели никакой практической пользы. Благодаря такому подходу, здания, построенные в стиле барокко, отличаются величественным и торжественным обликом. Поэтому и не удивительно, что почти все здания, спроектированные в стиле барокко – это соборы и дворцы.
Наиболее известным архитектором, работавшем в стиле барокко был итальянец Бартоломео Растрелли (1697 – 1771). Под его руководством были построены: Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве, Смольный собор и Большой Гостиный двор на Невском проспекте. Влияние этого талантливейшего зодчего на развитие российской архитектуры было настолько огромным, что в честь него назвали даже отдельное направление – «растреллиевское барокко».
Вторым по значимости можно назвать ещё одного зодчего – Доменико Трезини (1670 – 1734). Его ещё называют первым архитектором Санкт-Петербурга, поскольку большинство первых сооружений в новой столице были возведены под его непосредственным руководством. Среди них следует отметить: Петропавловский собор, Здание Двенадцати коллегий, а также Александро-Невская Лавра. В последнем случае, мастер разработал проект архитектурного комплекса в целом, а его реализация завершилась уже после смерти Д. Трезини.