Одним из виднейших деятелей народных ополчений был Прокопий Петрович Ляпунов (ок. 1547 – 1611). Он был одним из лидеров первого всенародного ополчения. Однако сегодня об этом историческом персонаже вспоминают мало. Память о нём скорее находится в тени более успешных К. Минина и Д. Пожарского. При этом следует отметить, что деятельность П. Ляпунова, несмотря на все его предыдущие ошибки, всё же сыграла положительную роль в истории Российского государства.
Родился Прокопий Петрович недалеко от Рязани, в семье мелкого и незнатного (худородного) дворянина. О его юности и молодости не сохранилось никаких сведений. Известно только, что правление Бориса Годунова вызывало у него неприязнь. Поэтому весной 1605 г., когда бояре П. Басманов и В. Голицын перешли на сторону Лжедмитрия I, Ляпунов тоже примкнул к войску самозванца (скорее всего, с целью получения награды или доходной должности). Однако его надеждам не судилось осуществиться. Как следствие – летом 1606 г. променял государеву службу на войско И. Болотникова. Среди восставших он сделал неплохую карьеру, фактически возглавив рязанских повстанцев. Однако быстро понял обречённость восстания и в ноябре 1606 г., вместе с другими служилыми людьми, перешел на строну В. Шуйского. Это событие кардинально изменило положение дел и сорвало планы И. Болотникова по захвату Москвы.
В дальнейшем Ляпунов принял активнейшее участие в подавлении восстания, за что царь наградил его званием думного дворянина. Позже – неплохо показал себя в войне с Лжедмитрием II, за что был неоднократно благодарим государем. Близко сошёлся с тогдашним главнокомандующим царской армией – князем М. Скопиным-Шуйским, который был отравлен весной 1610 г. окружением В. Шуйского. Это событие сильно повлияло на Ляпунова и вызвало глубокое недовольство царём. Как следствие – он поддержал свержение Шуйского, выступил в поддержку Семибоярщины и даже выступал как посредник в переговорах о приглашении на царствование королевича Владислава.
Позиция Ляпунова поменялась в конце 1610 г. Отчасти на него повлияли патриотические призывы патриарха Гермогена, отчасти потому, что он был разочарован действиями польско-литовских войск. Постоянные разорения, грабежи и неуважение к русскому народу, его вероисповедованию и традициям вызвало у многих ненависть к оккупантам. Не был исключением и Прокопий Петрович. В январе 1611 г. в своей родной Рязани он начал формировать отряды из казаков, стрельцов и служилых людей для похода на Москву. Так зародилось первое народное (земское) ополчение. Позже к рязанским ополченцам примкнули князь Д. Трубецкой и атаман И. Заруцкий, служившие ранее Лжедмитрию II. Такая разношерстность русского войска впоследствии сыграла роковую роль.
Дальнейшие события были трагическими. Не сумев освободить Москву от оккупантов, летом 1611 г. первое ополчение начало длительную осаду Москвы. Под влиянием военных неудач, среди лидеров начались раздоры и конфликты. Особенно жестким было противостояние между дворянами, стремящимися к дисциплине, и своевольным казакам, предпочитавшим хаос и анархию порядку. Обстановка осложнялась личной неприязнью Ляпунова и Заруцкого. Этим умело воспользовались поляки и подбросили казачеству сфабрикованные документы, в которых Ляпунов якобы планирует отменить казацкие вольности. В результате, 22 июля 1611 г. Ляпунов был убит восставшими казаками. Его смерть послужила началом окончательного развала первого ополчения. Однако подводя итоги жизни и деятельности данного исторического персонажа, следует подчеркнуть, что его дело во имя спасения Родины не умерло вместе с ним. Оно продолжило жить в умах и сердцах многих русских людей, желавших освобождения родной земли от иноземных захватчиков. Результатом этого дела стало формирование второго всенародного ополчения, которое учло ошибки и просчёты первого, победоносный поход на Москву и изгнание польско-литовских интервентов.