Адам Смит (1723-1790) | «Труд – отец богатства, богатство общества создаётся трудом в процессе производства. Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства». |
Томас Гоббс (1588-1679) Джон Локк (1632-1704) | Оба говорили, что появлению общества предшествовало так называемое состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от населяющего страну народа. Для Локка важное иное. В естественном состоянии господствует свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию. Равенство перед законом. Гоббс выступает за абсолютную монархию. А для Локка власть должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. |
Шарль-Луи барон де Монтескьё (1689-1755) | Для разных обществ хороши разные законы. Нужно учитывать размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут контролировать друг друга. |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | В произведении «Об общественном договоре» утверждал, что основная власть в обществе, право принимать законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред. Люди заключают общественный договор. Чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Эта власть имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны. |
Вольтер (1694-1778) | Боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых. |
Иммануил Кант (1724-1804) | Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы. Итальянские просветители были озабочены необходимостью преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. |
Чезаре Беккариа (1738-1794) | «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывал к отмене пыток. Более человечному отношению к осуждённым. |
Дени Дидро (1713-1784) и Жан Д’Аламбер (1717-1783) | Поставили цель собрать и систематизировать разнообразные знания «ради просвещения и благосостояния будущих поколений». Дени был секретарём Екатерины II. Он продал ей свою библиотеку. |
Шарль де Сен-Пьер (1658-1743) | Издание «Проект вечного мира». |