Промышленная революция началась в 20—40-е гг. XIX в. Существовала потребность в развитии транспорта. В 1825 г. был открыт канал Эри. К 1840 г. протяжённость каналов в США составляла около 5 тыс. км. На речном транспорте стали применять паровую машину талантливого изобретателя Оливера Эванса. На Востоке страны уже имелся рельсовый путь протяжённостью 6,5 тыс. км, и железные дороги стали пересекать Аппалачские горы. Рельсы вели на Запад, в необжитые равнины, и за ними шли люди.
В Германии увеличилась численность населения, при этом численность сельского населения сократилась, а численность городского - возросла. Развивались новые отрасли промышленности — химическая и электротехническая. Развивались внутренняя и внешняя торговля, германские товары и капиталы направлялись за границу.
Масштабы выплавки чугуна и стали в Германии, Англии, Франции значительно возросли. Со второй половины 90-х гг. при помощи иностранного капитала и льготных пошлин быстро развивалась тяжёлая промышленность Италии, выделились промышленные центры: Милан, Генуя, Турин. Но основные успехи индустриализации, развитие монополистического капитализма относятся к началу XX в.