Первые искусственные каналы в Санкт-Петербурге начали строить при Петре I. Основным их назначением была защита города от частых и губительных потопов. Одним из таких каналов был Крюков канал. Первая часть этого транспортного водовода была создан в 1719-1720 годах, тогда канал соединял реки Большая Нева и Мойка. Ход строительства канала лично курировал император Пётр I. Свое название канал получил по фамилии подрядчика строительства Семена Крюкова. Строительство канала было продолжено и после смерти Петра I. Так при возведении Благовещенского моста часть, проходившая через нынешнюю площадь Труда, была заключена в трубу, которая сохранилась до наших дней. В начале XIX века были обустроены гранитные набережные канала. С 1830 года к Крюкову каналу добавился участок от Мойки до Фонтанки, также прорытый для создания водной коммуникации. Сегодня длина канала составляет 1,5 км, ширина до 20 м, а глубина 2 м.
• Мы начнем нашу экскурсию от набережной реки Фонтанки и Смежного моста. Именно здесь сегодня заканчивается Крюков канал. Со смежного моста нам отрывается вид практически на половину Крюкова канала. Проплывая в этом месте по Крюкову каналу в сторону Невы, можно увидеть такие достопримечательности как дом Яковлевой, до Фоминой и место смерти знаменитого русского полководца Суворова (наб. Крюкова Канала, 23).
• Далее у нас на пути Старо-Никольский мост и пересечение с каналом Грибоедова. Это место называется Семимостье, поскольку отсюда можно увидеть сразу семь мостов Санкт-Петербурга. Также отсюда открывается красивый вид на колокольню Никольского Морского собора.
• Далее канал проходит под Кашиным мостом и его пересекает проспект Римского-Корсакова. Слева и справа располагаются различные достопримечательности – доходные дома Брагина и Веге.
• От Торгового моста до моста Декабристов по обоим берегам мы видим задние части зданий знаменитого Мариинского театра.
• Мост Декабристов изначально был построен по проекту, типовому для всех мостов Крюкова канала. Тогда он назывался Офицерским. С этого места Крюкова канала мы видим типовую застройку Санкт-Петербурга.
• Матвеев мост является границей, где Крюков канал пересекается с рекой Мойкой. Отсюда и до самой Площади труда слева мы можем увидеть лесные склады рукотворного острова Новой Голландии.
• Слева мы видим склады Новой Голландии. Именно здесь хранился корабельный лес для строительства судов на Адмиралтейской верфи. Правда во времена Петра Новая Голландия выглядела совсем по-другому.
• И вот мы подходим к Площади Труда. Сегодня здесь от пересечения с Адмиралтейским каналом начинается Крюков канал. При строительстве Благовещенского моста через Неву участок канала от Невы до Адмиралтейского канала был заключен в трубу, а над каналом построена Площадь Труда.
• Сегодня мы можем увидеть лишь зарешеченные арки на Площади Труда и со стороны Благовещенского моста (на картинке показан вход в канал во время реконструкции моста), которые обозначают подземное сооружение, бывшее Крюковым каналом. Когда Благовещенский мост отремонтировали, вход в Крюков канал опять скрылся от людских глаз. Теперь уже надолго.