Основные изменения в российском обществе:
• Дворянам пришлось учиться, поскольку для безграмотных была практически недоступна возможность карьерного и социального роста.
• Из-за указа о единонаследии дворянам, не получившим недвижимого имущества в качестве наследства, приходилось еще и работать или служить, и начиная с самых низов собственным усердием достигать личного благосостояния и уважения.
• Дворянином стало можно стать, не родившись им. Узаконенный социальный лифт и принятый табель о рангах позволял любому получить дворянское звание. Правда сделать это было очень сложно и на это потребовалось бы много лет службы, преимущественно военной.
• Посадское население городов было разделено на три части. Верхние, состоятельные слои населения образовали две гильдии. В первую вошли банкиры, «знатные» купцы, доктора, аптекари, мастера высших ремесел. Во вторую — мелочные торговцы и простые ремесленники, которых тогда же велено было устроить в цехи. Все рабочие люди, живущие наймом и черной работой, отнесены были к третьему классу – «подлых» людей, которые хотя и признавались гражданами, но к знатным гражданам не причислялись.
• Положение крестьянства значительно ухудшилось. Усиление крепостного гнета, многочисленные дополнительные налоги, обязательные государственные работы, рекрутские наборы, обязательство содержать армию на постое – все это выжимало «последние соки» из крестьян, превращало их фактически в рабов, которых можно было продать или подарить.
Фактически во время правления Петра I российское общество было расколото на две половины. Одна – дворянство, военные, чиновники, купечество и промышленники стали, по сути, правящей верхушкой. Они обладали силой административной, силой оружия, силой капитала и собственности. Они почувствовали себя хозяевами жизни и опорой государства. Она примерили на себя новый уклад и иностранные традиции.
Вторая часть общества – крестьянство и низшие слои посадского населения получили от реформ лишь обязанность своим трудом оплачивать эти самые реформы. Они видели лишь притеснения, платили возросшие налоги и исполняли новые повинности.
Теперь о значении реформ Петра I для развития России. Мы убеждены, что однозначной оценки правления Петра быть не может, поскольку его можно рассматривать как минимум с двух сторон – с позиции государства и с позиции человека.
С государственной точки зрения реформы Петра имели исключительную важность, поскольку они позволили в кратчайшие сроки поднять промышленность страны, создать сильную армию, усилить систему государственной власти, повысить собираемость налогов, добиться успехов в международной торговле и политике, получить уважение в мире – одним словом Россия при Петре I стала сильной державой.
С точки зрения обычного человека не все так радужно. В результате реформ Петра I Россия получила расколотое общество, части которого просто ненавидят друг друга. Одни стали еще богаче и влиятельнее, другие – еще беднее и бесправнее. Общество практически не почувствовало достижений реформ Петра, не получило развитой саморегулирующейся экономики, свободного рынка, социальных льгот и гарантий. Большинство людей увидели лишь повышенные налоги, обязательные работы, чиновников-казнокрадов, многочисленные запреты и лишение личных свобод.
Все это заставляет задуматься, что должно быть первично: государство или народ? Люди должны работать на благо государства или государство должно работать на благо людей? Можно ли считать государство успешным, если большинство его граждан страдают от всяческих лишений и находятся на грани нищеты?
У нас нет ответа на эти вопросы. Однако, мы уверены, что нельзя проецировать современные представления о жизнеустройстве на времена Петра I. Тогда и люди были другими, и общество другим. Петр получил страну с развитым крепостным правом, с пассивным дворянством и малограмотным населением и сделал все, что мог в тех условиях. Петр сам удивлялся, что людей нужно принудительно заставлять работать более эффективно, внедрять новые технологии, изучать науки и быть грамотными в конце концов. Следует ли ругать его за то, что он видел в людях лишь то, чем они на самом деле являлись, за то, что люди всеми руками и ногами цеплялись за устаревшие традиции и устоявшийся порядок вещей, за то, что любой, получивший власть, начинал пользоваться ею для собственного блага, за то, что люди сами хотели быть рабами?