На картине Николая Ге мы видим эпизод, как Пётр I допрашивает своего сына Алексея. В этой картине нет исторического реализма, поскольку таковой допрос один на один вряд ли был в действительности. Да и петергофский дворец Монплезир к описываемому моменту еще не был построен. Скорее всего, автор пытался не изобразить исторически достоверное действие, а сосредоточиться на психологической составляющей взаимоотношений отца и сына, царя и наследника.
Мы видим внешне спокойное лицо Петра, хотя внутреннее состояние царя полно переживаний. Его укоризненный и пристальный взгляд как бы говорит нам о том, что Пётр хотел бы увидеть признаки раскаяния на лице царевича Алексея, но не видит их. Сам же Алексей даже не пытается ничего возразить, понур склонив голову, молчит, уверенный в том, что Пётр не решится приговорить собственного сына к смерти. Изображённый на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Ге хотел показать в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные чувства ради интересов государства. Хотя не думаю, что для Петра, как исторической личности, осуждение собственного сына, которого он считал никчемным, вызвало бы такие бурные переживания.
Дело царевича Алексея подтолкнуло Петра к принятию решения об устранении порядка престолонаследия. В 1722 году Петром был подписан указ, по которому царь мог назначить себе любого приемника вне зависимости от степени родства. Однако сам Пётр так и не воспользовался собственным указом. Скончавшись в 1725 году от болезни, Пётр не оставил никаких указаний по поводу своего наследника, что оказало существенное влияние на последующие события в России.