Из-за постоянной гонки вооружений, угрозы нападения и войны, стремления удержать мировое влияние в СССР наиболее значительные успехи были достигнуты в областях науки и техники, связанных с созданием оружия. Это машиностроительный и научный комплексы, радиотехника и электроника. Активно развивалась физика, особенно атомная и ядерная. СССР были созданы водородная бомба, ядерные установки на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Благодаря атомному реактору были созданы атомные электростанции (АЭС). Авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, С. П. Королев изобрели реактивные самолеты и истребители. М. Т. Калашников создал знаменитый во всем мире автомат. Больших успехов советская наука добивалась в области освоения космоса (спутники, космическая станция, полет в космос).
Новые явления, характеризующие развитие науки, образования и искусства в Российской Федерации: коммерциализация (появление коммерческих киносериалов и рекламных роликов, развитие развлекательных центров), рост интереса к отечественному и духовному наследию и глобализация культуры (вступление России в глобальное информационное пространство, появление электронных библиотек и образовательных порталов, подключение к Интернету за счет государства всех школьных учебных заведений страны).
В СССР основная проблема развития науки и искусства заключалась в том, что основные средства тратились на военную промышленность, а другие области ущемлялись; свобода творчества ограничивалась политикой, так как каждое произведение искусства должно было отражать коммунистические идеи.
В настоящее время основной проблемой Российской Федерации является отказ от советской системы образования и развитие по западному образцу (тестовая система сдачи экзаменов, ЕГЭ), хотя система обучения в СССР была самой качественной в мире. Другая проблема — коммерциализация культуры, когда наука, искусство и образование должны приносить прибыль. А стремление к деньгам в культуре ограничивает творчество, поэтому некоторые ученые и деятели искусства уехали за границу.