Теория "Москва — Третий Рим" была развита в XVI веке и отражала следующие идеи:
1. Продолжение русской имперской традиции: Теория утверждала, что после падения Римской империи и Константинополя, Москва стала новым наследником и продолжением русской имперской традиции. Она претендовала на роль третьего Рима, где православная вера и культура сохранятся и процветут.
2. Роль Москвы как центра православия: Теория подчеркивала, что Москва является новым центром православного христианства после падения Константинополя в 1453 году, где находилась Византийская империя. Таким образом, Москва обрела особый статус и ответственность в сохранении и защите православной веры.
3. Право на лидерство среди славянских народов: Теория утверждала, что Москва имеет особое предназначение стать лидером среди славянских народов. Она претендовала на роль "столицы" славянского мира и стремилась к единству всех славянских народов под московским правлением.
4. Укрепление политической и культурной роли Москвы: Теория "Москва — Третий Рим" способствовала укреплению политической и культурной роли Москвы в Русском государстве. Она поддерживала идею централизованного и мощного государства с Москвой во главе, а также укрепление православной веры и русской культуры.
Теория "Москва — Третий Рим" имела значительное влияние на идеологию и политику Русского государства в течение нескольких столетий. Она помогла формированию и поддержанию самосознания России как православной и имперской державы.