Екатерину Медичи (1519 – 1589) называли «чёрной королевой», потому что после смерти мужа Генриха ІІ она носила траурные одеяния чёрного цвета. До этого времени траурным цветом при французском дворе считался белый. Таким образом королева-мать невольно стала родоначальницей традиции, которая существует по сей день.
Несмотря на то, что Екатерина Медичи оставила среди современников память как коварная и жестокая правительница, способная на любые жестокости для сохранения власти, она ещё была крупным меценатом, оказавшим влияние на развитие искусства и моды. Особенно увлекала ее архитектура. По её инициативе было достроено новое крыло королевского дворца Лувра, а также построена ещё одна королевская резиденция – замок Тюильри. Возле него был разбит сад, впоследствии ставший основой знаменитого садово-паркового ансамбля Тюильри, который привлекает многочисленных туристов и сегодня. Не обходила своим вниманием королева-мать и живопись. На протяжении жизни она собрала коллекцию из 476 картин, которые сегодня являются частью собрания Лувра. Кроме того, Екатерина Медичи получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков и была очень начитанной для своего времени женщиной. Она очень любила книги и поэтому постоянно пополняла свою личную библиотеку древними рукописями.
Будучи уроженкой Флоренции, Екатерина Медичи внедряла при дворе итальянскую кухню (например, артишоки, брокколи и несколько разновидностей спагетти), а французам прививала любовь к неизвестному им балету. Кроме того, она оказала определённое влияние на тогдашнюю женскую моду. Подражая королеве, многие придворные дамы отказались от толстых средневековых корсажей и начали носить корсеты из китового уса на итальянский манер (корсет, как главный элемент женского туалета, просуществовал вплоть до конца ХІХ в.).