Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине.
Способны эпитеты и уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), например: степью лазурною, цепью жемчужною. И перед нами голубое небо бескрайнее, словно степь, и облака, по цвету и форме напоминающие жемчуг, горошины которого соединяются друг с другом, как звенья одной цепи. И становится ясно, что в отличие от поэта, тучи не одиноки.
Еще эпитеты эмоционально подчеркивают наиболее существенные признаки предмета или оценивают его: клевета ядовитая, зависть ли тайная, злоба ль открытая. Эти эпитеты у Лермонтова встречаются в вопросительных предложениях, когда поэт размышляет над причиной перемещения «тучек небесных», предполагая, что и в их жизни может быть зависть, злоба, клевета. Но мы понимаем, что это есть только в мире людей, в мире природы - другие правила и законы.
Эпитеты также могут выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например, с милого севера. Милым мы называем то, что нам близко, дорого, любимо. «Милый север» - это Родина, такая далекая и такая близкая, от воспоминаний о которой щемит в груди и перехватывает дыхание.