Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести И.В. Гоголя "Тарас Бульба". Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.
от

2 Ответы

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.
Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»
«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.
Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять... Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...»
У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.
Описывая степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью.
от

Слайд 1: Введение

Добро пожаловать на презентацию, посвященную изображению степи в текстах Антона Чехова и повести "Тарас Бульба" Николая Гоголя. В ходе этой презентации мы рассмотрим сопоставление изображения степи в этих произведениях, обобщим наблюдения и выявим общие и отличительные черты.

Слайд 2: Изображение степи в текстах Чехова

У Антона Чехова степь изображается как место, где жизнь может быть монотонной и лишенной смысла. Он подчеркивает унылость и пустоту степи, отражая утраченные иллюзии и разочарования героев. Чехов использует степь как метафору бессмысленности и отсутствия связи, где герои ощущают себя утратившими связь с окружающим миром и друг с другом.

Слайд 3: Изображение степи в "Тарасе Бульбе"

В повести "Тарас Бульба" Николай Гоголь изображает степь как символ простора, свободы и дикой природы. Степь представляется Гоголю как необъятное пространство, где человек сталкивается с суровыми условиями и суровой жизнью. Он подчеркивает духовную свободу и непокорность, призывая героев выбираться из ограничений социального порядка и подчинения.

Слайд 4: Сопоставление изображения степи

Критерий

Изображение степи Чехова

Изображение степи "Тарас Бульбы"

Символика

Бессмысленность, пустота, утрата связи

Простор, свобода, дикая природа

Атмосфера

Уныние, безысходность

Суровость, жестокость

Социальный контекст

Утрата иллюзий, разочарования

Непокорность, выбор свободы

Описание

Холодная, сдержанная

Яркая, эмоциональная

Значимость

Утрата связи, отсутствие смысла

Духовная свобода, непокорность

Слайд 5: Обобщение наблюдений

В целом, изображение степи у Чехова и в повести "Тарас Бульба" Гоголя имеет свои отличия и сходства. Чехов фокусируется на унынии, пустоте и утрате связи в степи, в то время как Гоголь подчеркивает свободу, суровость и духовность. Чехов использует степь как метафору бессмысленности и отсутствия смысла, а Гоголь видит в ней символ простора и непокорности.

Слайд 6: Заключение

Итак, мы рассмотрели изображение степи в текстах Чехова и "Тарасе Бульбе" Гоголя, обобщили наблюдения и выявили их отличительные черты. Понимание различий в изображении степи в этих произведениях помогает нам лучше понять особенности и намерения авторов. Спасибо за внимание!

от