Соловей восхищается любовью, он считает любовь сильнейшим чувством:
«... ибо как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости, чем в Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой Власти. У неё крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело её. Уста ее сладки, как мёд, а дыхание подобно ладану.»
Студента, напротив, гнетёт любовь, он не понимает её и пытается изучить научно:
«... Ни единой красной розы во всём моём саду! продолжи! сетовать Студент, и9егоипрекрасные глаза наполнились слезами. Ах, от каких пустяков зависит порою счастье!..»
«- Какая глупость эта Любовь, рахмыиияч Студент, возвращаясь домой.
- В ней и на половину нет той пользы, какая есть в Логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает не сбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична... »
Наиболее подходящим средством выразительности для описания данного контраста является антитеза.