Лирические отступления, шутливая речь, ирония и насмешки в поэме "Руслан и Людмила" представляют собой важнейшие приемы для развертывания и раскрытия сюжета. Пушкин постоянно в лирических отступлениях соотносит пародируемый балладный сюжет с собственным опытом - жизненным и литературным. Первый делает описываемые ситуации бытовыми, а второй - выдуманными, заведомо ненастоящими.
1. Одна из насмешек - это пародийный ход. Автор прерывает на кульминационном моменте повествование. Рассказчик возвращается к моменту похищения Людмилы Черномором от "воспаленного Руслана", приводя насмешку, соответствующее теме.
«С порога хижины моей
Так видел я, средь летних дней,
Когда за курицей трусливой
Султан курятника спесивый,
Петух мой по двору бежал...»
2. Лирическое отступление, своего рода "комментарий" о похищении Людмилы:
«Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадежно;
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно...»
3.Песнь вторая начинается лирическим отступлением о соперниках в делах любви.
«Соперники в искусстве брани,
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани
И упивайтеся враждой!»
Пушкин призывает соперников к миру, так как
"Кому судьбою непременной
девичье сердце суждено,
тот будет мил назло вселен ной
сердиться глупо и грешно"
4. Песнь четвертая начинается иронией о "волшебниках" открытых недругах похитителях невест, и о "друзьях", которые делают то же самое, но только тайно:
«Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.»