Известное произведение Валентина Распутина «Уроки французского» повествует нам о жизни мальчика и его отношениях с учительницей Лидией Михайловной.
Образ учителя в данном произведении - образ человека, который не просто пришел в профессию, но и отдает себе отчет в том, какие шаги порой ему придется предпринимать - смелые, творческие, судьбоносные для него самого. Вполне вероятно, кто-то другой на месте Лидии Михайловны махнул бы рукой на ученика и его трудности в освоении иностранного языка, но не главная героиня рассказа Распутина. Она хочет помочь и подбодрить ребенка, видя его незавидное положение. Она находит путь к сердцу ребенка и рискует, но тем самым воодушевляет ученика. Это достойно уважения и похвалы. Это тот самый учитель, который совершает маленькую революцию в жизни одного человека, и может считает, что не преуспел в своем мастерстве, но весьма влияет на судьбу ребенка и его мировосприятие.
Творчество Ч.Айтматова, по признанию критиков «несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен». О повести «Первый учитель» Ч.Айтматов говорит:
«...я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел наполнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах» Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он оыл первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.
По существу, Ч. Айтматов представил нам судьбу одиночки, который предан был высоким идеям, но его никто не понял, он так и остался в глазах окружающих чудаком. У Айтматова название повести тяготеет к обобщению, как «первая любовь», «первая весна» определениям, важным на начальном пути человека и от этого оставляющего глубокий след в его памяти навсегда. Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.