Романтизм
Реализм
Преобладание субъективного над объективным;
стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; формула "исключительный герой в исключительных обстоятельствах"; необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей; неприятие прозаичности реальной жизни; тяготение к фантастике; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
универсальность в изображении человека;
историческая точка зрения на мир; формула "типические характеры в типических обстоятельствах"; стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени; неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и отрицательных персонажей).
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».