После отмены крепостного права российская экономика перёживала спад, но затем строительство железных дорог, протекционизм во внешней торговле, поощрение экспорта зерна привели к экономическому подъему и медленному росту благосостояния населения. С начала 1880-х гг. стали повышаться импортные пошлины. Выпуск чугуна, стали, нефти, угля начал увеличиваться рекордными темпами. Благодаря строительству железных дорог, введению государственной монополии на торговлю спиртными напитками, увеличению косвенных налогов и других мероприятий удалось значительно улучшить состояние государственных финансов. Потребности железнодорожного строительства и эксплуатация железных дорог способствовали увеличению добычи руд металлов, нефти, угля, заготовке леса, производству металлов, что привело к быстрому развитию всей российской промышленности. Проводимая политика протекционизма привела в конце 1880-х - начале 1890-х гг. к росту промышленного производства и завершению примышленного переворота.