Для крупных феодалов реформация в целом религиозная борьба во многих случаях стала средством усиления своего влияния. Например, герцог Оранский в результате Нидерландской революции возглавил страну с правами почти короля (хотя официально титула монарха он не принимал). Более широкие круги крупных феодалов использовали реформацию для борьбы против централизации государств, то есть снова для усиления своих позиций. Например Аугсубрское соглашение давало много не только религиозных, но и политических прав князьям Священной Римской империи сохранилась феодальная раздробленность этого государства.
Дворяне, отчасти как и крупные феодалы стремились получить церковные земли. Но в гораздо больше степени дворянство как военное сословие стремилось получить карьерный рост и богатство в ходе религиозных войн.
Больше всего считали деньги бюргеры, потому им выгоднее всего оказалась дешевая церковь. Но особенно популярен был среди этого слоя кальвинизм, который объявлял одним из главных грехов праздность (включая праздность монахов). При этом успех в делах, включая дела коммерческие, признавался свидетельством Божьей любви.
Крестьянам импонировала дешёвая церковь. Но сам протестантизм они поддерживали мало. Крестьянские войны, к примеру, в Германии показали, что среди них распространились скорее радикальные ереси о наступлении Царствия Божия, в котором не будет социального неравенство - его они и приближая, уничтожая высшие классы.