В 1930-е гг. в СССР были созданы новые промышленные центры, произошёл сдвиг промышленности на восток. На Урале и в Сибири возникли крупные производства. Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты стали второй угольно-металлургической базой СССР. Разработка нефтяных месторождении в Поволжье резко увеличила масштабы топливной промышленности. В СССР появились новые отрасли промышленности: тракторостроение, авиастроение, автомобилестроение, моторостроение. Выросли крупнейшие центры военного судостроения, высокого уровня достигло развитие химической промышленности, энергетики. Появились свои станкостроительные заводы, заводы тяжёлого машиностроения, сельхозмашиностроения. В мае 1935 года в Москве была открыта первая линия метро. В вузах и техникумах было подготовлено свыше 2 млн специалистов для различных отраслей народного хозяйства. К 1940 году в СССР было построено около 9 тыс. новых промышленных предприятий.
По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 1930-х гг вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире. СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта необходимых товаров. Созданный экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс.
В то же время в экономике СССР в начале 1940-х гг. ощущались и негативные тенденции, грозившие в будущем снижением темпов