Ниже приведены обобщённые оценки историками значения и своеобразия Афин и Спарты. Какие из них представляются вам наиболее точными? На чём основаны эти оценки?
А. «Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества, ибо не только впервые появилось само понятие ..демократия", но и последовательно проводилась в жизнь сама эта система. Вместе с тем то была демократия для меньшинства, так как она распространялась только на граждан. Политическими правами не пользовались женщины, метеки — иноземцы, постоянно проживавшие в Афинах... Никаких политических прав не имели и рабы... Демократия... в конечном счете представляла форму организации рабовладельцев» (Л. П. Маринович, Г А. Кошеленко).
Б. «Греческая демократия является ответом на восточный деспотизм и в то же время попыткой обеспечить всем гражданам равенство перед законом. Однако вовсе не следует сравнивать современные демократические западные государства с греческой демократией. Это была прямая демократия, в отличие от нашей представительной демократии. Широкая прослойка афинского населения не принимала участия в голосовании... В этой дискриминации греки не видели ничего ненормального. Древние общества были раоовладельческими, основанными на праве частной сооственности.
Тот, кто может предложить лишь свои руки, не имеет времени для активного участия в делах общества, не является активным гражданином (греч. oolites), а лишь частным лицом (греч. ldiotes)» (История Европы / Под ред. Ф. Делуша).
В. «Застывшая на точке замерзания экономика, почти абсолютная изоляция государства от внешнего мира, бесцеремонное вмешательство государства в частную жизнь граждан, подавление личной инициативы во всех её проявлениях, нивелировка человеческой индивидуальности и как прямое следствие беспросветная политическая реакция и культурная отсталость...
Греки называли спартанское государственное устройство привычным им термином олигархия... И лишь совсем недавно было найдено, как кажется, правильное определение. Его дал, пожалуй, самый выдающийся отечественный исследователь спартанского феномена Ю. В. Андреев, определивший спартанскую государственность как одну из самых ранних форм тоталитарного государства. «Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, — отмечает он, — стали именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их устроителей должны были служить главной опорой демократического строя» (М. М. Казаков).
Г «Кто говорит о греческой культуре как об основе европейской культуры, не должен забывать о Спарте. Вся классическая греческая культура, с которой так часто отождествляют Афины, никогда не достигла бы зрелости и расцвета, если бы "лишённый творческого начала, дисциплинированный и полуварварский народ" не умирал бы за Грецию в Фермопилах, в Саламине и Платеях» (Г.-К. Кальтенбруннер).