- Первым историком, выделившим влияние монгольского нашествия на развитие Руси в большую самостоятельную проблему, был Н. М Карамзин. Он сформулирован вывод о том, что ордынское владычество является главной причиной отставания Руси от «государств Европейских». В то же время он отмечал, что монголы принесли на Русь не только «кровь и слёзы», но и благо: благодаря им были ликвидированы междоусобия и восстановлено единое государство.
- По словам историка А. Ф. Рихтера, завоеватели приучили русский народ «к низким хитростям, к обманам, к корыстолюбию». Произошло ужесточение нравов; появилось «рабство и затворничество женщин по образцу татарскому»; «древний национальный костюм наших предков» был «заменён татарским». Русские князья переняли «азиатское великолепие царей» и «раболепное преклонение перед ними"
- Значительное влияние оказали монголы на «гражданские законы» (введение смертной казни и телесных наказаний, правёж - выбивание долгов с помощью телесных наказаний, тарханные грамоты), а также «на словесность» (появление большого количества «татарских слов» в русском языке) и т. д. Н. И. Костомаров писал, что «в Северо-Восточной Руси до татар не сделано никакого шага к уничтожению удельно-вечевого строя» и толь-ко в татарском «рабстве Русь нашла своё единство, до которого не додумалась в период свободы». Именно «татарское завоевание дало Руси толчок и крутой поворот к монархии», сформировавшейся в результате ослабления Золотой Орды и «перехода верховной власти к великому московскому князю».
- Ф. И. Леонтович считал монгольское право «двухвековым мостом», при помощи которого русские шагнули «от мира (общины) к государству», причём монголы принесли Руси много новых «политических и социальных институтов»: систему приказов, тарханы, крепостничество, местничество, кормление и т. д. По словам историка, даже «Соборное уложение 1649 года напоминает „Великую Ясу" Чингизхана с её страшными наказаниями».