В чём состояли причины интереса власти к развитию образования в начале XVIII в.? Чем отличались первые созданные тогда учебные заведения от известных вам сегодня? Кто мог поступать в эти учебные заведения? Чем объясняется открытие университета? Чем он отличался от других учебных заведений? Какие особенности отличали Московский университет от западноевропейских университетов? Для чего был открыт Смольный институт? Какие практические навыки там давались слушательницам? В материалах приведены цифры, характеризующие сеть учебных заведений в стране. Прокомментируйте эти данные.
от

1 Ответ

- Реорганизация школьного дела являлась составной частью всего комплекса мер, направленных на преодоление отсталости России. Развитие промышленности и сооружение каналов, строительство регулярной армии и флота, создание бюрократического аппарата государства требовали многочисленных и хорошо подготовленных специалистов: кораблестроителей и офицеров, инженеров и чиновников, мореплавателей, картографов и др. Подготавливаемые кадры специалистов разнообразной квалификации должны были занять командные должности в аппарате дворянского государства.
- Открытый в 1755 году Московский университет имел при себе две Гимназии: одну - для дворян, другую - для разночинцев. Соответственно этому дворянскому составу учащихся университет должен был удовлетворять зараз двум целям, которым в Петербурге служили два разных тина учебных  заведений:  шляхетские  и  академические.  Учение засчитывалось здесь в военную службу; гимназист, становясь студентом, получал шпагу и с ней дворянство; кончая университет, студент выходил из него в обер-офицерском чине. В гимназии дворянский сын не соприкасался с детьми из «подлого звания». Последних учили искусствам, музыке, пению, живописи, техническим знаниям; из гимназии их предполагалось переводить в академию художеств, скоро отделенную от университета. Напротив, в дворянской гимназии главное внимание обращено было на науки, пристойные шляхетству, и особенно на иностранные языки. Все эти уступки привилегированному  сословию  имели  последствием  то,  что общеобразовательная школа скоро привлекла в свои стены детей самых родовитых дворянских фамилий.
от