- Реорганизация школьного дела являлась составной частью всего комплекса мер, направленных на преодоление отсталости России. Развитие промышленности и сооружение каналов, строительство регулярной армии и флота, создание бюрократического аппарата государства требовали многочисленных и хорошо подготовленных специалистов: кораблестроителей и офицеров, инженеров и чиновников, мореплавателей, картографов и др. Подготавливаемые кадры специалистов разнообразной квалификации должны были занять командные должности в аппарате дворянского государства.
- Открытый в 1755 году Московский университет имел при себе две Гимназии: одну - для дворян, другую - для разночинцев. Соответственно этому дворянскому составу учащихся университет должен был удовлетворять зараз двум целям, которым в Петербурге служили два разных тина учебных заведений: шляхетские и академические. Учение засчитывалось здесь в военную службу; гимназист, становясь студентом, получал шпагу и с ней дворянство; кончая университет, студент выходил из него в обер-офицерском чине. В гимназии дворянский сын не соприкасался с детьми из «подлого звания». Последних учили искусствам, музыке, пению, живописи, техническим знаниям; из гимназии их предполагалось переводить в академию художеств, скоро отделенную от университета. Напротив, в дворянской гимназии главное внимание обращено было на науки, пристойные шляхетству, и особенно на иностранные языки. Все эти уступки привилегированному сословию имели последствием то, что общеобразовательная школа скоро привлекла в свои стены детей самых родовитых дворянских фамилий.