Главной задачей, стоящей перед советской системой образования, считалась ликвидация неграмотности. С 1918 г. в
стране были введены бесплатное образование, совместное обучение девочек и мальчиков, ликвидированы частные школы, отменено преподавание Закона Божьего и древних языков (латыни, греческого), принято положение о единой трудовой школе. Постепенно росла сеть учебных заведений. Была создана система профессионально- технического образования. В неё входили школы фабрично- заводского ученичества (ФЗУ) и техникумы. В 1930 г. начался переход к всеобщему обязательному начальному обучению (4 класса), а в городах - неполному среднему (7 классов). Вся система образования до 1940 г. была бесплатной. В 1934 г. было восстановлено изучение в школах всемирной и российской истории, по всем предметам появились стабильные учебники. Школьники получили возможность заниматься в различных кружках: в домах пионеров, при вузах, в домах культуры. Другой задачей стало создание новой интеллигенции. Её можно было решить только через систему высшего образования. В 1918 г. была отменена плата за обучение, женщины получили равные с мужчинами права на образование рабочим и беднейшим крестьянам были предоставлены преимущества при зачислении в вузы, им выплачивалась стипендия. С 1919 г. стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), готовившие по рекомендациям партийных, советских и профсоюзных организации слушателей, не имевших среднего образования, к поступлению в вузы.