Важнейшей проблемой в сфере образования в 1920-е гг. оставалась ликвидация неграмотности. Росло число школ, курсов ликбеза, в деревнях открывались избы-читальни. В 1925 г. возникли рабочие университеты, для желающих учиться без отрыва от производства вводились вечерняя и заочная формы обучения. К 1930 г. всеобщее обязательное начальное обучение было введено по всей страле, а в городах - неполное среднее. В 1934 г. была поставлена задача повсеместного введения семилетнего обучения. Было восстановлено преподавание в школе истории и географии. В общеобразовательные школы вернулись принятые в дореволюционных гимназиях школьная форма и пятибалльная система оценок. Грамотность достигла 81,2%. Налаживалась и подготовка квалифицированных рабочих, способных создавать и обслуживать современную технику. Количество учащихся в вузах только за годы первой пятилетки выросло в 3 раза. В 1935 г. отменили все ограничения по приёму, связанные с социальным происхождением абитуриентов. В конце 1930-х гг. введены учёные степени кандидатов и докторов наук, при крупнейших университетах учреждена аспирантура. В это время СССР вышел на первое место в мире по числу студентов.