Сравните ситуации в области образования в Советском государстве начала 1920-х гг. и конца 1930-х гг. В чём заключались изменения? Что вы отнесёте к основным успехам в этой сфере?
от

2 Ответы

Важнейшей проблемой в сфере образования в 1920-е гг. оставалась ликвидация неграмотности. Росло число школ, курсов ликбеза, в деревнях открывались избы-читальни. В 1925 г. возникли рабочие университеты, для желающих учиться без отрыва от производства вводились вечерняя и заочная формы обучения. К 1930 г. всеобщее обязательное начальное обучение было введено по всей страле, а в городах - неполное среднее. В 1934 г. была поставлена задача повсеместного введения семилетнего обучения. Было восстановлено преподавание в школе истории и географии. В общеобразовательные школы вернулись принятые в дореволюционных гимназиях школьная форма и пятибалльная система оценок. Грамотность достигла 81,2%. Налаживалась и подготовка квалифицированных рабочих, способных создавать и обслуживать современную технику. Количество учащихся в вузах только за годы первой пятилетки выросло в 3 раза. В 1935 г. отменили все ограничения по приёму, связанные с социальным происхождением абитуриентов. В конце 1930-х гг. введены учёные степени кандидатов и докторов наук, при крупнейших университетах учреждена аспирантура. В это время СССР вышел на первое место в мире по числу студентов.
от
В начале 1920-х годов в Советском государстве происходили значительные изменения в области образования, связанные с усилием развития общего образования и распространения грамотности. Было проведено масштабное антирелигиозное просвещение, в результате чего была проведена секуляризация образования и закрыты религиозные школы. Кроме того, была проведена реформа университетов и приведены в соответствие с новыми требованиями идеологии.

К концу 1930-х годов ситуация в области образования существенно изменилась в связи с ужесточением политического контроля и идеологической линии. В это время была проведена реорганизация системы образования в соответствии с требованиями социалистической идеологии. Произошло активное внедрение идеологии социалистического реализма в учебные программы, исключение из них "неподходящих" материалов и усиление государственной цензуры. В качестве результата, образование стало тесно связано с политической пропагандой и требованиями партии.

Таким образом, изменения в области образования в Советском государстве с начала 1920-х к концу 1930-х годов свидетельствуют о переходе от более открытой и разнообразной системы образования к более идеологизированной и централизованной системе, ориентированной на достижение целей партии и государства.
от