С начала XXI в. расходы на поддержку образования в Российской Федерации начали заметно расти. Руководство страны уделило большое внимание повышению престижа профессии учителя, увеличивалась оплата труда педагогов. Дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Развернута программа реконструкции и строительства новых школ. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводился с 2001 г. в форме эксперимента, а в 2009 г. стал единственной формой выпускного экзамена и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Модернизируются образовательные стандарты, школьные учебники. Возвращено сочинение как форма проверки умения самостоятельно формулировать свои размышления о нравственно-философских проблемах с опорой на литературный материал. Восстановлены школьные медали для поощрения за успехи в учёбе. Расширяются возможности для дополнительного образования, художественного и научно-технического творчества, создаются «Квангориумы» - детские технопарки, где каждый ребенок может ощутить себя учёным и конструктором. В системе высшего образования началась интеграция в мировое образовательное пространство. В рамках болонского процесса появилось четырёхлетнее образование на уровне бакалавриата, за которым может следовать обучение в двухлетней магистратуре. По ряду специальностей, прежде всего инженерных, сохранён пятилетний специалитет. Реформы направлены на обеспечение вариативности программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Количество вузов и студентов в 1990-е - начале 2000-х гг многократно выросло. Это приводило к тому, что общее качество высшего образования снизилось. Поэтому была предпринята работа по лишению лицензий и аккредитации тех вузов, которые не отвечали стандартам качества. Одновременно растет государственная поддержка ведущих вузов страны В 2008-2009 гг. по результатам конкурсного отбора на базе 14 ведущих вузов созданы федеральные исследовательские университеты, а в 2010 г. к ним добавились ещё 15. В 2012 г. был принят новый «Закон об образовании в Российской Федерации», поставивший во главу угла защиту прав учащихся и педагогов.
Вновь начался приток в школы и вузы молодых преподавателей. Престиж профессии педагога растёт. Широкое внедрение электронных средств обучения позволило в период пандемии 2020 г. впервые перевести весь учебный процесс в школах и вузах в формат дистанционного образования.