Средства массовой информации являются значимыми инструментами формирования общественного сознания. К ним относятся периодические печатные издания, телекалы, радиоканалы, видеопрограммы, кинохроникальные программы, сетевые издания. В 1990-1999 гг. количество газет возросло с 4,8 до 5,5 тыс. наименований, но их общий годовой тираж сократился в 5,4 раза. У большинства людей не оказалось средств оформить подписку; библиотеки, школы, вузы, научные центры снизили количество выписываемых издании. В настоящее время в реестре Роскомнадзора насчитывается около 150 тысяч зарегистрированных СМИ, большую часть из которых занимают печатные издания. СМИ играют важнейшую часть в жизни современного общества. Совокупная пересекающаяся аудитория российских СМИ составляет примерно 400 млн пользователей в месяц. Важнейшим фактором формирования вещественного мнения, каналом получения политической и иной информации остается телевидение. Появились десятки новых телевизионных каналов, ориентированных на самые различные категории зрителей, развилась сеть региональных телекомпании.