Послеоктябрьская ситуация характеризовалась обострением центробежных тенденций в государстве. «Не только отдельные области страны, но и города, волости, селения и даже каждое отдельное лицо чувствовали себя совершенно независимыми, ни с чем не связанными, ничему общему не подчиненными, -писал один из современников. - Все спасались кто как мог: устраивали собственное управление, пытались организовать снабжение продовольствием, издавали свои законы, создавали суд, печатали деньги, устанавливали налоги. При этом в большинстве мест не один, а два или три органа претендовали на полноту власти». Рыхлость советской власти, не имевшей поначалу четкой структуры, и официальное провозглашение широких национальных свобод породили множество самых разнообразных государственных форм, появившихся в различных частях бывшей империи. К тому же сформировалось несколько национальных правительств. Некоторые из них стремились к полной самостоятельности (в Финляндии, Прибалтике), были и те, которые выступали за автономное существование в составе России (Алаш- Орда в Казахстане). В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил создание федеративного государства. Российская Советская Республика учреждалась на основе добровольного союза разных народов как объединение советских национальных республик.
Правительство большевиков сделало ставку на повсеместное утверждение власти Советов. Проводниками его линии стали местные партийные комитеты. Соперничество между национальными правительствами и органами советской власти часто перерастало в вооруженные столкновения. В начале 1918 г. на Украине советские части с боями вошли в Киев, свергнув власть Центральной рады. Это и многие другие столкновения происходили в дальнейшем на фоне борьбы большевиков со своими противниками из лагеря социалистов и с белыми армиями. Важную роль в развитии ситуации в национальных окраинах сыграли иностранные войска. Особенно ярко это проявилось в западной части страны, оккупированной Германией в соответствии с положениями Брестского мира. После ухода немцев в конце 1918 г. результатом борьбы между большевиками и их противниками стало утверждение в Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии советской власти. Правда, в Прибалтике она продержалась недолго. Здесь образовались независимые государства с антикоммунистическими правительствами. Часть Закавказья после подписания Брестского мира оказалась под властью Турции. В другой его части сформировались Азербайджанская, Армянская и Грузинская республики. Ими руководили представители местных социалистических партий, отрицательно настроенных по отношению к большевикам. После ухода турок осенью 1918 г. закавказские правительства в течение некоторого времени опирались на помощь Англии (как и власти Прибалтийских государств). По мере укрепления своей власти и усиления Красной Армии большевики стали все чаще использовать военную силу для утверждения рабоче- крестьянских правительств» на территориях бывших национальных окраин. При этом частям Красной Армии «изнутри» помогали местные революционные комитеты, обращавшиеся с просьбой» о помощи. По такому сценарию в 1920-1921 гг. произошло установление советской власти в закавказских республиках. Ко времени окончания Гражданской войны на основных ее фронтах территория бывшей Российской империи представляла собой целую мозаику различных национально-государственных образовании.
Основную часть занимала РСФСР. В ее составе находилось несколько автономий - Башкирская, Татарская, Чувашская, Киргизская
(Казахская), Вотякская (Удмуртская), Марийская и Калмыцкая. Существовали также две трудовые коммуны - немцев Поволжья и
Карельская. Статус самостоятельных советских республик имели Белоруссия, Украина и закавказская федерация (в нее входили
Азербайджан, Армения и Грузия), а также Дальневосточная, Бухарская и Хорезмская республики. Независимыми государствами,
где советская власть в ходе Гражданской войны так и не утвердилась, стали Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония