Затянувшееся почти на полвека противоборство сверхдержав, помимо ядерной и региональной составляющих, имело и четко выраженное идеологическое измерение. Средства массовой информации двух противоборствующих блоков пропагандировали преимущества «буржуазного» либо «социалистического» образа жизни. При этом на западе выходили в свет издания самой разной идеологической направленности, в том числе и коммунистические. В СССР же господствовала официальная идеология. Искусство, литература, другие далекие от политики сферы жизнедеятельности становились ареной соперничества двух блоков. Фильмы, подобные американским «Из России с любовью», «Охота за «Красным Октябрем» и советскому «Одиночное плавание», были средством мощного идеологического воздействия. Возможности Голливуда позволили американцам «выиграть» проигранную ими в реальности Вьетнамскую войну («Рембо-2» и другие фильмы). Идеологическим целям служили и сочинения популярного у читателей детективного жанра (например, «Шпион, вернувшийся с холода» Дж. Ле Карре, «Поджигатели» Н. Н. Шпанова). Даже спорт не избежал участи быть брошенным в горнило пропагандистской борьбы. Победа американских хоккеистов над казавшейся непобедимой хоккейной сборной СССР на зимней Олимпиаде в Лейк-Плэсиде (1980), победа советской баскетбольной команды над американской на летней Олимпиаде в Мюнхене (1972) обеими сторонами трактовались как триумф своего образа жизни. Апофеозом подобного соперничества стал произошедший в условиях нового витка «холодной войны» бойкот американцами и рядом их союзников Олимпийских игр в Москве в 1980 г. и аналогичный бойкот Олимпиады 1984 г. в Лос-Анджелесс спортсменами СССР и других социалистических стран.