Каким образом архитекторы, работавшие в стиле модерн, реализовывали принцип «преобразования полезного в изящное»? На основе текста и иллюстраций (с. 8, 330) проследите путь творческих исканий Ф. О. Шехтеля от неорусского стиля к модерну
от

1 Ответ

В мировой архитектуре конца XIX - начала XX в. стал модным стиль, известный в России под названием «модерн». Архитекторы, работавшие в стиле модерн, эстетическими средствами стремились преодолеть унылую повседневность, излечить ее болезни красотой. Изощренная фантазия проектировщиков создавала каменные узоры, стелющиеся по поверхности фасадов зданий. Постройки зодчих, подобные сказочным дворцам, соединяли в сеое элементы архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В стиле модерн возводились городские особняки, многоквартирные дома, загородные виллы и дачи. Необычность этих зданий предопределяло то, что они  в большей степени соответствовали не сложившимся правилам и традициям, а вкусам заказчика или архитектора. Отсутствие симметрии, бесконечное разнообразие форм оком, лестниц, дверей, изощренное декоративное убранство фасадов не утомляло глаз. Наоборот, здания в стиле модерн создавали бытовой и эстетический комфорт для их обитателей.
Особенностью нового направления в архитектуре являлось сочетание общеевропейской моды и национальных традиций. Эта тенденция явственно проступает, например, в здании Ярославского вокзала, построенном в Москве Ф. И. Шехтелем. Его формы навеяны мотивами древнерусского зодчества. Поиски новых, оригинальных решений при строительстве жилых зданий ярко проявились при создании Шехтелем особняка С. П. Рябушинского. Асимметричность фасадов, использование декоративной мозаики, а также растительных форм в интерьере создают ощущение «сказочности» и уюта.
от