После Великой Отечественной войны в советском искусстве появились новые имена, а с рубежа 50-60-х гг. стали формироваться новые тематические направления. В связи с разоблачением культа личности Сталина происходило преодоление откровенно плакировочного» искусства, особенно характерного для 30-40-х гг. С середины 50-х гг. литература и искусство стали играть в советском обществе такую же просветительскую роль, какую они играли в России XIX - начала XX в. Крайняя идеологическая (и цензурная) зажатость общественно-политической мысли способствовала тому, что обсуждение многих волнующих общество вопросов было перенесено в сферу литературы и литературной критики. Наиболее значительным новым явлением стало критическое отображение реалий сталинского времени. Полнометражный фильм «Иваново детство» был снят в 1962 году. А. Тарковский написал сценарий, основываясь на военной повести Владимира Богомолова «Иван», повествующей о мальчике Иване, потерявшем на войне родителей и ставшем разведчиком в тылу врага. Кинофильм «Девять дней одного года» посвящен работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Оценка «революция в революции» означает новые, кардинальные взгляды деятелей искусства, выходящие за рамки официальной идеологии