В послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетнем образовании. В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8-10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны: более половины выпускников готовились для работы в сфере просвещения, около 10% - в здравоохранении, пятую часть выпускников готовили для промышленности, строительства, транспорта и связи.
Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г. превзошла довоенный уровень более чем на 60%.
От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм.